RSS
Государство. Бизнес. Инновации

​Реальность и перспективы угольной отрасли


На этой неделе газета «Коммерсант» опубликовала обзор по угольной отрасли, в котором журналисты проанализировали объемы добычи, экспорта и внутреннего спроса угля в России и в других крупнейших экономиках мира, а также оценили перспективы развития отрасли.


Одним из экспертов рынка, которого активно цитирует «Коммерсант», выступил главный финансовый аналитик международного брокера EQTrades Евгений Зомчак. Евгений поделился своим видением перспектив угольной индустрии с порталом «Энергия модернизации».


По словам Зомчака, сегодня во всём мире среднем используется 3 900 млн. тонн угля в год. Среди всех энергоносителей он увеличил долю с 23% в 2000 до 29% в 2015. Главным мировым потребителем энергии является Китай (51.2%), ежегодно расходует около 2 000 млн. тонн угля (70% всей энергии Китая - на угольных ТЭС). Россия на 4 месте (160 млн. тонн). А в целом на долю 8 стран, в т.ч. США, Индии, приходится 84% мирового потребления.


С одной стороны, АТР из-за резкого экономического подъёма и препарирования из полезных ископаемых угля демонстрирует огромный рост и добычи, потребления - до троекратного (или 80% мирового) к 2040. С другой, в Европе и США уже снижается добыча: с 2000 в США - на 11%, в Германии - на 8%; а снижение потребления планируется: к примеру, ФРГ к 2025 прогнозируют отказ от угля; а в общем по Европе ожидается 1/3 от текущего уровня. Из-за нерентабельности и ущерба экологии недавно закрылись 2 крупные каменноугольные шахты в Германии и Великобритании.


Цены на уголь не могут подняться из-за прямой корреляции с основными энергетическими заменителями — нефтью и сжиженным природным газом (СПГ). «К тому же угольная промышленность всегда развивается с отставанием из-за постоянной необходимости инвестиций (повышение рентабельности, экологичности), которая превышает выгоду от экспорта угля при сильном долларе. Перспективы у угля сохраняются в Юго-Восточной Азии: продолжается промышленный бум, а значительных запасов нефти там нет, поэтому даже при дешевой нефти одним ее импортом не обойтись», — уверен Евгений.


Уголь традиционно используется в производстве тепловой и электрической энергии, где постепенно может вытесняться другими видами топлива, атомной энергией или различными видами возобновляемой энергетики.


По оценке Евгения Зомчака, в основном уголь используется на электростанциях (55,1%); для производства кокса (19,3%) — и тут от первоисточника никак не избавиться; в коммунально-бытовом отоплении (13,3%); в металлургии, для нужд РЖД и цементных заводов (6-7%). "Уголь используется для производства более 400 различных товаров, в том числе химических производных (лакокрасочная продукция, резины), редких металлов. По прогнозам мировой спрос на уголь будет расти, а "локомотивами" выступят Юго-Восточная Азия и Индия, примерно до 2020 года, потом начнется спад. В первую очередь он будет отмечен в Европе и Северной Америке — до 20%", — сообщает господин Зомчак.



На фоне сложной экономической ситуации в отрасли наблюдается дефицит инновационных технологий, что способствует снижению производительности труда и конкурентоспособности. С другой стороны, эксперты считают, что все же не все так плохо и есть перспективные направления, в рамках которых можно было бы развивать угольную промышленность.


Господин Зомчак приводит в пример Японию, где наращивают бизнес по утилизации метана, который всегда присутствует в шахтах — прибыль по таким проектам измеряется десятками миллионов долларов. «В Китае активно развивается производство синтез-газа с использование угля, в планах выпустить 50 млрд тонн до 2020 года. Это эквивалент 25 млрд тонн природного газа, при этом себестоимость в два раза ниже затрат на импорт СПГ», — говорит он. Кроме того, из угля можно производить жидкое топливо: например, в ЮАР функционируют несколько заводов, которые производят моторное топливо из угля еще с 1980-х годов. Можно производить угольный пек, что практикуется в России, где пытаются повысить эффективность переработки (из тонны угля вместо 1,5-2% можно получить до 40% связующего пека), при этом почти отсутствуют неэкологичные газообразные отходы. Это выгодно и для металлургии, так как получается ниже себестоимость производства стали и чугуна.

print email blog

Нравится: