RSS
Государство. Бизнес. Инновации

«Платон» нам друг?


Волны протеста дальнобойщиков катятся по всей стране. Сейчас водители большегрузов выражают свое недовольство системой «Платон» не только на федеральных магистралях. Они выходят на акции во многих городах России, а в Химках решено организовать протестный лагерь дальнобойщиков.


Глобальная сеть


Что же такое «Платон»? Официальным языком, это система взимания платы с автомобилей весом более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, в частности, озвучил, что ежегодный объем грузоперевозок в России составляет порядка 5 млрд. тонн, а ущерб дорожному полотну от перевозок - 180 млрд. рублей.


Новый сбор, по данным разработчиков системы, должны платит владельцы 1 миллион грузовиков. Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано 600 тыс. автомобилей. Полученные средства поступят в федеральный бюджет страны и будут направлены на поддержание автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» при снижении нагрузки на государственную казну.


Напомним, система «Платон» заработала в России с 15 ноября. Теперь большегрузы платят 1,53 рубля за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам. При этом планируется, что с 1 марта 2016 года плата составит 3,06 рубля за километр. Чтобы обеспечить сбор, была создана негосударственная структура ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое стало оператором и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией. По идее разработчиков, система включает в себя 481 рамку контроля, 2 млн. бортовых устройств и 100 автомобилей мобильного контроля, создана также сопутствующая инфраструктура – колл-центры, сайт с возможностью оплаты через личный кабинет и т.п.


Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам. Для этого нужно приобрести либо разовую маршрутную карту, либо установить на машину специальное бортовое устройство, которое передает сигнал глобальным навигационным спутниковым системам ГЛОНАСС и GPS. То есть маршрут автомобиля должен быть четко рассчитан заранее. После установки бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью отправляются в Центр обработки данных. Нарушения влекут за собой штраф для владельца транспортного средства.


Автора!


Конкретного автора идеи «Платона» обозначить трудно. Справедливости ради надо отметить, что в России сама идея платных дорог носилась в воздухе давно - столько же, сколько ведутся разговоры об ущербе, который наносят асфальтовому покрытию грузовики. Впервые эта норма появилась в поправках в Бюджетный кодекс, принятых еще в апреле 2011 года.


Сегодня недовольные дальнобойщики своими антигероями считают премьера Дмитрия Медведева и владельцев ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», олигархов Ротенбергов. И правда, скандальность новорожденной системе придает тот факт, что частники не вложили ни рубля в создание «Платона», разработка которого обошлась в 29 миллиардов бюджетных рублей, взятых у государства под 9% годовых. Компенсация займа также будет осуществляться за счет государственных обязательств.


В транспортных компаниях считают, что основная проблема «Платона» заключается в том, что он начал работать в плохое для автоперевозок время. По словам руководителей логистических компаний, в последние два года тарифы и так постоянно снижались. Происходит это потому, что падает промышленное производство, а значит - и объем перевозимых грузов, растет конкуренция в борьбе за заказ. В последнее время, к тому же, подросли акцизы на топливо. Будущий год ожидается не менее сложным в экономическом плане. «По самым грубым прикидкам, за последние два года операционная рентабельность бизнеса крупных автоперевозчиков снизилась с 15 до 10%, - говорит Владимир Тян, руководитель «Совтрансавто». — У мелких игроков дела, вероятно, еще хуже».


Рядовых дальнобойщиков не устраивает не только плата - они жалуются на неправильно рассчитанное системой расстояние, невозможность дозвониться до колл-центров и другие проблемы, которые создает им некорректная работа «Платона». Им непонятно, почему при уже существующем транспортным налоге, положение в дорожной отрасли решено поправить за их счет?


Впрочем, подобная практика достаточно давно существует в других странах. В Германии, например, система сбора Toll Collect введена в 2005 году. Сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. Взимаются аналогичные сборы в Словакии, Белоруси, Австрии, Венгрии. 

Несмотря на короткий срок действия, и «Платон» уже собрал ощутимую сумму. Под его спутниковым колпаком сегодня находится более 50 тысяч километров федеральных дорог, и за первые две недели они дали почти 600 миллионов рублей. В бюджет 2016 года доход от дальнобойщиков должен составить 40 миллиардов.


«Отбеливатель» для рынка


Несмотря на многочисленные протесты, «Платон» будет работать. Возможны какие-то послабления, но отказов от системы со стороны чиновников и крупных функционеров дорожной сети не прозвучало. Они утверждают, что кроме получения дополнительных средств на ремонт и восстановление автомобильных дорог, при создании системы предполагалось, что она даст новый импульс для развития логистических услуг и дорожной инфраструктуры в целом. Ожидается, что часть перевозок может уйти на железнодорожные и водные пути, что даст развитие и этим отраслям. На сегодня же ситуация такова – в 2014 году автотранспортом перевезено 5,4 млрд. тонн грузов, что в четыре раза больше, чем железнодорожным, и в 45 раз больше, чем внутренним водным транспортом.


К тому же рынок перевозок станет более прозрачным. Сегодня более половины перевозок осуществляют индивидуальные предприниматели, и отследить их реальную деятельность государству очень трудно. Например, по официальным данным, на физических лиц со статусом ИП или без него приходится 30% зарегистрированного в системе транспорта. А в структуре всего автопарка 50% машин с весом более 12 тонн зарегистрировано на физлиц. Получается, что значительная часть большегрузной техники используется для сугубо личных, а не коммерческих нужд. Верится в это слабо.


Вместе с тем, есть опасения по поводу роста цен, в частности, на продукты питания. Конечно, цена вырастет на те продукты, что привозятся автотранспортом издалека. Но это, как правило, и так продовольственные товары из высокой ценовой категории, так что на общем фоне рост окажется незначительным. Основные продукты питания производятся поблизости от мест реализации, поэтому вряд ли нас ждет дополнительный скачок их стоимости. Но это с точки зрения экономики. Нельзя забывать, что в игре цен далеко не последнюю роль играет человеческий фактор.


Пока же переговоры представителей властей и транспортников продолжаются. Работники логистических компаний передают свои предложения в Минтранс. Но на сегодня официальная позиция такова, что не может идти речи о моратории на систему «Платон», которая уже функционирует в штатном режиме. 

Неплохо было бы еще наладить общественный контроль за поступлением и расходованием огромных сумм, которые пойдут через систему.


Елена Рогачева, специально для портала "Энергия модернизации"

print email blog

Нравится: